Летняя школа

Еще одно очень важное направление деятельности ОЦМК - создание летней программы по литургической музыке в Европе. Развитие этого направления является одним из ключевых для повышения качества церковного пения в приходах русской православной диаспоры. Программа школы будет предназначена для регулярного обучения уже практикующих и будущих певцов, регентов и чтецов в европейских приходах при академическом консультировании и поддержке существующей Синодальной церковно-певческой школы (Джорданвилль, США).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС
ЦЕРКОВНО-ПЕВЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

С 9 по 13 августа 2021 года был проведен «Подготовительный курс» в рамках создания в Европе церковно-певческой школы.

Название «Подготовительный курс» возникло не случайно. В условиях пандемии членами совета было принято решение о проведении мероприятия в режиме онлайн, как и проведенный ранее «Второй общеевропейский православный певческий съезд». При таком формате проведения предполагаемую учебную программу пришлось немного изменить и сократить.

 

Для изучения предлагались три предмета:

1. История церковной музыки.

2. Типикон.

3. Клиросная практика (теоретическая и практическая часть).

 

В программу курса были включены:

  • 15 часов лекционного материала.

  • 5 часов практических занятий

  • 3 круглых стола с общим обсуждением и ответами на вопросы.

Участие в курсе приняли певчие и регенты из 8 стран, в т.ч. США. Как и во время проведения съезда в январе 2021 года, участники имели возможность слушать лекции, участвовать в практических занятиях и круглых столах сразу на трех языках: русском, английском и французском.

Педагогами, проводившими лекции и занятия, был показан высокий профессионализм. Лекции по «Истории церковной музыки» были прочитаны С.Г. Зверевой, по «Типикону» - А.А. Андреевым, «Клиросную практику» (теоретическую часть) вел А.В. Шиповальников. Практическая часть «Клиросной практики» предлагалась преподавателями на трех языках одновременно во избежании проблем с переводом и по причине музыкальных особенностей в каждом языке: В.В. Кашляев (русский язык), М.К. Малинин (французский язык) и матушка Сара Скиннер (английский язык).

Как отметили члены совета и все педагоги, практическая часть оказалась наиболее сложной при преподавании онлайн. Но это естественно – ничто не может заменить «живого» общения.

Особенно хотелось бы отметить участие почти во всех лекциях и занятиях протоиерея Андрея Папкова, председателя церковно-певческой комиссии при Синоде РПЦЗ, присутствие которого вдохновляло всех участников. Само присутствие его, как священника и человека, имеющего огромный опыт в православном пении и регентстве, было очень радостно для всех участников.

Организационно-техническую поддержку в подготовке курса и во время всего мероприятия обеспечивал Арсений Круглов. Комитет выражает большую благодарность всем переводчикам.

По мнению преподавательского состава, несмотря на все трудности, проведенный курс можно считать успешным. Он показал, что интерес к церковному пению есть, и организация в дальнейшем церковно-певческой школы в Европе (надеемся, что она будет очной) имеет хорошие шансы на успех.

Summer School

Another very important aspect of AECMC's mission is the establishment of a summer programme in liturgical music in Europe. This is part of a broader effort by the Russian Orthodox Church Outside of Russia (ROCOR) to raise the quality of church singing across the Russian Diaspora. The programme will be designed for regular training and education of existing and future singers, choir conductors and readers across European parishes, with academic advising and support from the existing Synodal School of Liturgical Music (Jordanville, USA).

PREPARATORY COURSE OF THE LITURGICAL SCHOOL

From August 9 to 13, 2021 we conducted a "Preparatory Course" as part of the creation of a liturgical music school in Europe.

The name "Preparatory Course" did not come up by chance. In the context of the pandemic, the council members decided to hold the event online, as well as the previously held “Second All-European Orthodox Liturgical Music Conference”. Due to this format, the proposed curriculum had to be slightly modified and shortened.

Three subjects were offered for study:

1. History of Church Music.

2. Typicon.

3. Liturgical Performance Practice (theoretical and practical aspects).

The program included:

  • 15 hours of lecture material.

  • 5 hours of practical training.

  • 3 round tables with general discussion and Q&A.

 

Participants included singers and choir directors from 8 countries, including the USA. As during the conference in January 2021, the participants had the opportunity to listen to lectures, participate in practical exercises and round tables in one of three languages: Russian, English and French.

High professionalism was shown by the teachers who delivered lectures and classes.

Lectures on the History of Church Music were delivered by Dr. S.G. Zvereva, on the "Typicon" – by Dr. A.A. Andreev, “Liturgical Performance Practice” (theoretical part) was conducted by A.V. Shipovalnikov. The practical part of the "Liturgical practice" was offered by teachers in three languages concurrently in order to avoid problems with translation and because of the musical peculiarities in each language: V.V. Kashlyaev (Russian), M.K. Malinin (French) and matushka Sarah Skinner (English).

As noted by the Committee members and all teachers, the practical aspect turned out to be the most difficult when teaching online. But this is natural - nothing can replace "live" communication.

It is especially important to note the participation in almost all lectures and classes of Archpriest Andrei Papkov, chairman of the ROCOR Synodal Music Commission, whose presence inspired all the participants. His very presence, as a priest and a person with vast experience in Orthodox singing and conducting, was very joyful for all the participants.

Arseny Kruglov provided organisational and technical support in the preparation of the course and during the entire event. The Committee expresses its deep gratitude to all translators.

In the opinion of the teaching staff, despite all the difficulties, the course can be considered successful. The experience showed that there is interest in church singing, and the organisation of a summer liturgical music school in Europe in the future (we hope that it will be live/in-person) has good chances of success.